Новости

14 Июня 2018 Все новости

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Первый фестиваль польской песни

Тридцать лет назад Витебск готовился к I Всесоюзному фестивалю­-конкурсу польской песни, фактически положившему начало большим фестивалям в нашем городе.

Ударными темпами достраивался Летний Амфитеатр, позднее ставший главной концертной площадкой «Славянского базара».

Сегодня приятно и полезно снова окунуться в атмосферу того времени, вспомнить людей, которые стояли у истоков этих грандиозных событий в жизни Витебска и всей Беларуси.

Галина Александровна Соколова с 1964 года возглавляла Областной научно­-методический центр народного творчества. Была одним из инициаторов первых областных смотров­-конкурсов польской песни.

– Витебск и польский город Зелёна-Гура сотрудничали в разных областях деятельности. В Зелёна-Гуре проходил большой фестиваль советской песни. Мы задумались: а почему бы нам не проводить фестивали, на которых бы звучала польская песня? Решили начать с областного смотра­-конкурса. В Витебске было мало знатоков польского языка, да и никакого репертуарного багажа у нас не было. Только те песни, которые мы слышали по телевидению и радио. Поехали в наши западные районы: Браславский, Миорский, Поставский – там, где исторически проживало больше знатоков польского фольклора, культуры. Просматривали самодеятельных певцов. И увидели много интересных исполнителей.

Первый фестиваль-­конкурс провели в 1975 году во Дворце культуры бытового обслуживания населения. К 1988 году провели семь областных фестивалей­-конкурсов. Когда зашла речь о проведении I Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни, уже была хорошая творческая база.

Виктор Дмитриевич Кибисов, работавший начальником отдела культуры горисполкома с 1980 года, вспоминая 80-­е годы, сказал, что уникальная культура Витебска предопределила проведение больших фестивалей.

– В воздухе витал творческий дух, появлялось много новых идей, практически на каждом предприятии развивалась художественная самодеятельность, строили клубы, дворцы культуры, а уж иметь собственный хор – было делом чести каждого руководителя фабрики или завода. Хормейстеров знали в лицо. Известный в Витебске дирижёр Николай Иванович Коминских руководил военным оркестром, и ему поручались парады, праздники духовой музыки. В Витебск тянулись одарённые, творческие, талантливые люди – артисты, музыканты, исполнители.

Зрители Первого фестиваля польской песниНаш главный фестивальный объект – Летний Амфитеатр появился, в том числе, и благодаря инициативе хоровиков. Они настаивали на создании большой концертной площадки для массовых выступлений. Анатолий Вавильченков, Юрий Грязнов, Виталий Раузо, Виктор Горбатовский были настоящими энтузиастами своего дела. В городе работало 38 хоровых коллективов и 25 духовых оркестров. Проводились праздники хоровой музыки, на которых выступали большие сводные хоры. Но собраться всем вместе на одной сцене они могли только в парке «Мазурино» на деревянном помосте, да и то плотно прижавшись друг к другу.

В 1974 году, когда город праздновал 1000-­летие, на месте нынешнего Амфитеатра была построена большая сцена, по склону холма установлены скамейки для зрителей. В концертной программе, посвящённой празднику, выступили коллективы художественной самодеятельности и большой сводный хор. Так что главное концертное место города уже тогда было апробировано.

Инициатива построить Летний Амфитеатр исходила и снизу, и сверху. Накануне Всесоюзного фестиваля­-конкурса польской песни обе инициативы встретились. Благодаря этому появилось уникальное сооружение. Огромная заслуга и тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Владимира Викторовича Григорьева, который вложил много сил, энергии в осуществление всех замыслов.

Людмила Петровна Дмитрюк, работавшая заместителем директора Городского Центра культуры и досуга, вспоминает.

– Рядом в Полоцке строился нефтепровод «Дружба», жило много польских строителей. Наши коллективы бывали у них по несколько раз в году. Давали концерты. Всегда на ура принимали солистку Лену Боборико. Она прекрасно владеет польским языком. Звукорежиссёр Олег Афанасьев тоже знает польский и говорит на нем так, что поляки принимают его за своего.

Композитор, в то время председатель Союза композиторов БССР, Игорь Михайлович Лученок часто бывал в Польше на фестивалях советской песни в Зелёна-Гуре. И он неоднократно высказывался за то, чтобы в Белоруссии проводили польский музыкальный фестиваль.

Но, будем откровенны, появлению Всесоюзного фестиваля­-конкурса польской песни способствовали не только исторические предпосылки города с богатой культурной традицией, не только дружеские отношения Витебска и Зелёна-Гуры, не только энтузиазм витебских работников культуры, но и политическая ситуация. В конце 80­-х годов в Польше набирали силу настроения, которые никак не способствовали укреплению дружеских связей с Советским Союзом. И в ЦК КПСС решили, что только на силе Варшавского договора братские отношения стран держаться не могут. Надо укреплять культурные связи, включать «народную дипломатию». Одним из итогов этого стало решение о проведении в СССР Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни.

Строители Амфитеатра, 1988 годНесколько городов претендовало на его проведение, в том числе и Вильнюс. Но, наверное, решающим оказалось умение договариваться в ЦК КПСС первого секретаря Витебского обкома партии Владимира Викторовича Григорьева и поддержка, которую ему оказал перед уходом на пенсию секретарь ЦК КПСС, ведавший вопросами идеологии, наш земляк Михаил Васильевич Зимянин.

Проведение Всесоюзного фестиваля­-конкурса польской песни отдали Витебскому городскому Центру культуры и досуга.

– Мы зарекомендовали себя успешным проведением джазовых фестивалей, работой в новых экономических условиях, – вспоминал работавший директором Родион Михайлович Басс. – О нас знали и в Минске, и в Москве. Мне в 1987 году предложили стать директором Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни. Сначала утверждали в Министерстве культуры БССР, потом – в Москве. Председателем оргкомитета была назначена первый заместитель министра культуры СССР Нина Прокопьевна Силкова.

После принятия решения о проведении «польского» фестиваля контакты городов-­побратимов Витебска и Зелёна-Гуры стали ещё теснее. Почти ежемесячно проводились встречи на различных уровнях. Поначалу организаторы фестивалей больше присматривались друг к другу. Поляки, которые провели большое количество фестивалей в Зелёна-Гуре, пытались научить витеблян, как надо организовывать праздники. Витебляне охотно перенимали опыт, а про себя думали, «мы и сами не лыком шиты».

Режиссёр Александр Нисневич рассказал забавную историю:

– 1987 год... 70­-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Делаю театрализованную демонстрацию на площади Ленина, где присутствуют гости из городов-­побратимов Зелёна-Гура (Польша) и Франкфурт-­на-­Одере (ГДР). Из истории известно, что после освобождения Минска от немецко-­фашистских захватчиков состоялся партизанский парад и во главе колонны партизаны вели козла, на шее которого висели немецкие кресты.

Я эту процессию повторил в Витебске. Делегация Франкфурта-­на-­Одере почти сразу ушла с трибуны. А поляки из Зелёна-Гуры были в восторге.

Это было 7 ноября, а 8-­го рано утром – я, Родион Басс, архитектор Амфитеатра Вячеслав Бабашкин, Николай Пашинский, тогда работавший в обкоме партии, и председатель Витебского горисполкома Николай Федорчук выехали в Зелёна-Гуру. Были там пять дней, знакомились с их фестивалем.

Полного доверия к нам не было. Да и как можно было серьёзно воспринимать наши слова, если в Витебске польскую делегацию подвели к бывшему катку и сказали, что в этой яме к лету будет стоять Амфитеатр на пять тысяч мест. Поляки в ответ только скептически улыбнулись. Разве успеешь построить такой зал за восемь месяцев? Мы и сами не были уверены в этом. На всякий случай показали полякам нулевой цикл строительства концертного зала «Витебск» и сказали, что, в крайнем случае, будет фестиваль в этом зале. Поляки снова скептически улыбнулись. И тогда им сказали, что, в конце концов, можно провести польский фестиваль и на деревянной эстраде в парке «Мазурино». От вида сцены в парке «Мазурино» они уже скептически не улыбались, но их настроение не улучшилось.

Торжественное открытие Амсфитеатра. Первый справа Марк ФрадкинВ Польше нам показали Зелёный театр, где уже лет двадцать проходил Фестиваль советской песни. И каждый вечер поляки показывали нам кассеты очередного фестиваля. На третий день мы взмолились и сказали, что нам всё понятно, не надо каждый вечер показывать очередной фестиваль, не надо учить нас премудростям жизни. Мы ездили, общались, смотрели исполнителей.

8 января 1988 года в Витебске собралась рабочая группа по подготовке и проведению I Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни.

…Место для летней концертной площадки определено. С какой стороны ни оценивай ситуацию – строить надо было именно здесь. В комплексном проекте планирования и застройки Витебска 1973 года и в более поздних разработках эта территория резервировалась для создания общественно-­культурного центра типа «певческого поля» с эстрадой в восточной части. Сегодня мало кто помнит, но там, где сейчас зрительный зал Амфитеатра, был переулок Овражный и четыре или пять жилых домов, которые своими хозяйственными постройками были повёрнуты в центр Витебска. Это не украшало город. Конечно, не главный вопрос, но и его надо было решать. Да и с культурными традициями это место тесно связано. В начале XX века тут размещался цирк Лери, изображённый на картине художника Юделя Пэна, мастерская которого находилась напротив, через дорогу.

Оставалось за малым: начать и закончить строительство, находясь в жесточайшем цейтноте. А сперва – разработать проект так, чтобы летняя концертная площадка вписалась в очень красивый и в то же время сложный, с архитектурной точки зрения, витебский ландшафт.

Генеральным проектировщиком выступил институт «Витебскгражданпроект». Авторами проекта – опытные, талантливые, авторитетные специалисты.

Вспоминает работавший в те годы директором института «Витебскгражданпроект» Б. И. Глушков:

– Мы создали в институте небольшую группу для проработки архитектурной концепции «певческого поля» и объявили блиц­конкурс среди наших проектных мастерских, которые должны были представить свои форэскизы. Предпочтение было отдано варианту Вячеслава Александровича Бабашкина – у него была идея Амфитеатра. В Советском Союзе не было таких летних концертных залов – амфитеатров.

Вячеслав Бабашкин – опытнейший и талантливый профессионал, возводивший объекты в Норильске, Горьком (Нижнем Новгороде), Минске. С 1984 года – руководитель мастерской в «Витебскгражданпроекте». В Витебске он стал автором проектов зданий областного территориального медицинского объединения «Кардиология», областного диагностического центра, кинотеатра «Бригантина» и других. Словом, тех архитектурных силуэтов, без которых невозможно представить современный Витебск.

Вспоминает Борис Иванович Глушков:

– На стройке была организована трёхсменная работа. Григорьев поручил курировать объект секретарю обкома партии Василию Андреевичу Саковичу (у него был опыт работы главным инженером «Витебсксельстроя»), но и сам часто приезжал на стройку. Причём, мог приехать на ночные смены. Он не лез в мелочи, но люди говорили: «Раз первый секретарь обкома приезжает ночью, значит, дело очень серьёзное».

У меня были дружеские отношения с начальником стройуправления № 14, который непосредственно занимался возведением Амфитеатра, Евсеем Израилевичем Генделем. И это помогало слаженной работе. Он терпеливо реагировал, когда мы вносили изменения. Стройка шла, что называется, с листа. Евсей Гендель жил напротив строящегося Амфитеатра – в доме, который называли в Витебске по окраске стен «синим». Казалось, что домой он заходил только пообедать и на пару часов заснуть. А так всё время был на стройке. Впрочем, наверное, так оно и было на самом деле.

На месте Амфитеатра была грандиозная яма, середина 60-х г.В институте спрашивали: «Где такой-­то?». Ему отвечали: «В яме». И в яму бежали с уточнениями, изменениями. Бывало, строители что-­то просили скорректировать. Всё делалось молниеносно. По правилам стройки на каждом листе главный инженер стройуправления должен написать: «К производству». Без этого прораб не имел право начинать работу. Гендель брал ответственность на себя и устно давал команду.

К началу июня 1988 года строительство Летнего Амфитеатра находилось на завершающем этапе, и на 1 июля была назначена государственная комиссия по приёмке объекта с монтажом сценического оформления согласно утверждённым эскизам.

Сцена занимала 430 квадратных метров. Под верхними трибунами находились служебные помещения: кинорубка, звукооператорская. Рядом со сценой – помещения для актёров и исполнителей. В культурно­-спортивном комплексе тогда размещались теннисные корты, залы для занятий гимнастикой и танцами, кафе-­бар, ресторан, магазины.

В 1989 году В. А. Бабашкин за объект «Летний Амфитеатр в Витебске» получил звание дипломанта XIII Всесоюзного смотра­-конкурса лучших архитектурных произведений.

...Родион Басс бывал на строительной площадке практически каждый день, начиная от рытья котлованов и заканчивая монтажом сценического оборудования.

– Работали хоть и в спешке, но слаженно. Была главная цель – сдать Амфитеатр к польскому фестивалю. И этой цели подчинялось всё. Конечно, кое­-где оставались недоделки, но тогда мы были большими оптимистами, считали, что проведём фестиваль, а потом всё сумеем доделать…

Летний Амфитеатр стал одним из символов Витебска… Сегодня кажется, что он был всегда.

Но сначала многие, особенно представители старшего поколения, настороженно смотрели на новое сооружение. Центр города, древняя ратуша, мост через Витьбу, столетние дома, домашний, привычный Витебск. И вдруг на этом месте приземлилась какая-­то громадина, напоминающая огромную ракушку.

Но очень скоро и старожилы оценили красоту и органичность Амфитеатра. Он вписался в местность, и в этом талант архитектора, который сумел соединить живописные витебские овраги и современный концертный зал.

Видеокадры сохранили грандиозную церемонию открытия Амфитеатра. Счастливые лица витеблян и буквально море цветов.

Утром строители ещё укладывали плитку у сцены, а вечером на ней уже состоялся первый концерт, который был посвящён строителям, архитекторам, техникам – тем, кто возводил это грандиозное сооружение.

Открывая торжества, первый секретарь Витебского обкома партии В. В. Григорьев сказал:

– Сегодня в этом чудесном Летнем театре, другого такого нет в нашей стране, собрались те, кто своей самоотверженной работой, мастерством внёс вклад в его возведение.

Более пятидесяти строительных, проектных и монтажных организаций области и республики участвовали в этом строительстве, показали новаторский подход к решению сложнейших научно­-технических задач, высокую организованность и слаженность в работе. Возведение Амфитеатра закончено в рекордно короткий срок.

А затем под бурные аплодисменты всего зала руководитель строительного треста №  28 Эдуард Брониславович Заливский вручил символический ключ от Летнего Амфитеатра народному артисту СССР нашему земляку композитору Марку Григорьевичу Фрадкину.

Ведущие концертов, журналисты, обращаясь к Марку Фрадкину, непременно говорили: «Почётный гость фестиваля», и однажды Марк Григорьевич не выдержал и поправил их: «Я тут не гость, я дома, потому что родился в Витебске и часто приезжаю сюда».

Тогда никто не задавал вопросов о будущем Амфитеатра, оно всем казалось безоблачным. Но, вероятно, Марк Фрадкин, видевший много концертных площадок на своём веку, понимал, что праздники пройдут, наступят будни, и над многими вопросами придётся задуматься.

Торжественное открытие I Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни состоялось 22 июля 1988 года. Впервые город принимал столько много гостей. Днём были народные гулянья, ярмарки, выступали фольклорные коллективы, прошёл фестиваль польских фильмов. А к вечеру людские ручейки стекались к Летнему Амфитеатру. Гостеприимные хозяева праздника тепло встречали и звёзд эстрады, и молодых певцов, делавших первые шаги на профессиональной сцене. Известная польская певица Марыля Родович в одном из интервью сказала, что «таких искренних и доброжелательных зрителей, как в Витебске, она больше нигде не встречала».

Композитор народный артист СССР Игорь Лученок был председателем жюри I Всесоюзного фестиваля-­конкурса польской песни. «Меня, прежде всего, порадовал размах конкурса польской песни. В нём приняли участие самодеятельные артисты из разных уголков нашей страны. Отборочные туры проходили на Украине и в Грузии, в Казахстане и Армении, Молдавии и Белоруссии. Да и победителями стали представители разных городов – Москвы и Павлодара, Гродно и Дубоссар, Могилёва и Витебска».

В день закрытия – 24 июля 1988 года – были названы победители конкурса. Звания лауреата I Премии завоевали Джемма Халид (г. Москва) и Марина Захарова (г. Калининград). Лауреатом II Премии стал Валерий Скорожёнок из Гродно. Лауреатами III Премии – Татьяна Пономаренко (Дубоссары, Молдавия) и Инна Афанасьева из Могилёва. Это был первый большой успех солистки вокально-инструментального ансамбля «Спектр» Дворца культуры и техники ПО «Химволокно», ныне заслуженной артистки Беларуси Инны Афанасьевой.

Перелистываем страницы истории Всесоюзного фестиваля польской песни и понимаем: многое из того, что ежегодно видим на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», было задумано ещё в те времена...

Через год, с 18 по 25 июля 1990 года, в Витебске состоялся II Всесоюзный фестиваль польской песни.

И хотя, согласно фестивальной традиции, во второй половине июля зарядили дожди, билеты на все концерты были проданы.

Были разговоры, что звёзды оттеснили на второй план конкурсантов, идея всенародного фестиваля-­конкурса осталась на артистических задворках, однако и участники, и члены международного жюри не раз подчеркивали, что в Советском Союзе витебский фестиваль был и остается единственным, на котором непрофессионалам была дана возможность показать свои способности. Победителями фестиваля-конкурса были названы Наталья Потапенко из Львова и Валерий Цуран из Калининграда, лауреатами I Премии стали Виктория Носкова из Витебска и Елена Лукашенко из Пинска, лауреатами III Премии – вокально­-инструментальный ансамбль «Львовяне» и Фаик Агаев из Баку.

Виктория Носкова (Морозова) в 1999 году вместе с Теоной Дольниковой – обладательницей Гран-­при «Славянского базара в Витебске» – сыграли главные роли в мюзикле «Метро», поставленном в Москве.

К сожалению, другие лауреаты Фестиваля польской песни в большой профессиональный мир не шагнули. И причиной стали не столько их музыкальные или артистические данные, сколько новое время, предъявившее иные требования к шоу-­бизнесу. Фестивали вслед за всей страной всё больше въезжали на дорогу коммерциализации, и умение считать деньги стало важнейшим из искусств.

II Всесоюзный фестиваль польской песни прошёл успешно, но многие уже понимали, что продолжения этих фестивалей не будет. Политика диктовала иной расклад…

Аркадий ШУЛЬМАН