Новости

21 Мая 2018 Все новости

ИЗ ЛАТВИИ К НАМ ЕДЕТ «МИСТЕР ИКС»

Сцена из оперетты "Тайна Мистера ИКС"

В афишу «Театральных встреч» впервые впорхнула оперетта – новая краска в многожанровой палитре фестивального проекта.

 

Даугавпилсский театр, который на «Славянском базаре в Витебске» в разные годы представлял спектакль «Женское счастье» в постановке Михаила Мамедова и танцевально-драматическое действие «Казанова. Генриетта. Венеция» Олега Шапошникова, ныне предлагает прикоснуться к «Тайне Мистера ИКС».

В основе этой постановки оперетта Имре Кальмана «Принцесса цирка» – одна из вершин жанра.

Премьера «Тайны…» в Даугавпилсе состоялась ещё в 2015 году, а с ней после длительного перерыва (в Даугавпилсе ставили музыкальные спектакли ещё в начале 60-х годов XX века) оперетта вернулась на сцену самобытного театра с богатой творческой историей, в которой сошлись несколько культурных и национальных традиций.

Как рассказал директор и художественный руководитель Даугавпилсского театра, режиссёр спектакля Олег Шапошников, постановка идёт на домашней сцене. Единственным городом, куда театр выезжал с опереттой, была столица Латвии. Витебск станет вторым городом после Риги, куда даугавпилчане привезут свою «Тайну…».

– А что послужило импульсом к созданию музыкального спектакля?

Сцена из оперетты "Тайна Мистера ИКС"– «Тайна Мистера ИКС» – первая постановка оперетты на сцене Даугавпилсского театра. Если не говорить о традициях, то в последние семь лет у нас активно развивается музыкальное и танцевальное направление. В этом плане театр универсален, совмещает как драматические спектакли, так и музыкальные. Мы поставили на нашей сцене камерную оперу: «Директор театра» Моцарта. И оперетта вполне вписывается в логику развития театра. Для меня это была давняя задумка, которую очень хотелось реализовать. За время своей режиссёрской деятельности я предпринимал несколько попыток, но так сложилось, что только в Даугавпилсе все звёзды сошлись. Спектакль родился. Импульс, который жил во мне много лет, связан не только с замечательной музыкой Имре Кальмана и всеми любимым сюжетом, но и с тем посылом, который заключён в самом сюжете, в идее автора либретто, в характере главного героя. Мистер ИКС — человек, сражающийся с отжившими, но никак не умирающими устоями социума. Социума, где всё делится на чёрное и белое, расставляется в слишком правильном порядке, и правильность эта – всегда с точки зрения слишком узкого круга людей. Они насаждают свою мораль, прежде всего мещанского, обывательского толка, причём, это не зависит от сословия. А ведь не всегда можно поставить знак равенства между высшим обществом и высокой моралью. И в наш XXI век, когда об этом много сказано и в искусстве, и в философии, в исследованиях по этике, ничего не меняется. Мы всё равно наблюдаем узурпацию морали, скажем так, олигархическими элементами. А герой Мистер ИКС воспринимается как рыцарь, полностью свободный от гордыни, благородный, честный человек. Победное шествие героя в этом произведении вызывает у меня восхищение. Равно как и вторая позиция: торжество любви, как и положено в оперетте.

– У вас играют актёры из Латвии, Беларуси, России, Польши. Как Вам удается собирать этот состав на каждый спектакль? Расскажите, пожалуйста, об артистах. Они драматические актёры или оперные солисты, как Илона Багеле? Витебск знает певицу по концертам в Дни Латвии в Витебске. Кстати, участвует ли она в других ваших проектах?

– Состав этого спектакля, действительно, разнообразный. В нём работают вокалисты, они не драматические актёры, все молоды и в данный момент делают успешную карьеру. Исполнитель главной роли Мистера ИКС – Илья Лапич. Его звезда сверкнула высоко сразу после окончания музыкального факультета ГИТИСа в Москве, Илья стажировался в опере Монте-Карло и получил контракт в Монако, параллельно был принят в штат оперы города Мангейм в Германии. Вокалисты Анзор Алимирзоев и Халина Дубицка – выходцы из Беларуси, начинали карьеру в Минске, в Государственном академическом музыкальном театре. Халина переехала в Варшаву и там продолжает свою карьеру. Таким образом, коллектив сложился необычный. Молодые исполнители талантливы, и я готов утверждать, что для публики и профессионалов, которые будут смотреть предвзято, многое происходящее на музыкальной сцене позволит расслабиться и получить удовольствие от фантастического вокала.

Сцена из оперетты "Тайна Мистера ИКС"Без нашего музыкального руководителя, солистки Национальной Латвийской оперы Илоны Багеле не обходится ни один музыкальный спектакль. Илона — даугавпилчанка, это её родной город и театр. Помимо актёрского дарования, она одна из самых колоритных певиц на всей территории Прибалтики, обладательница фантастического, глубочайшего голоса.

– Кажется, теперь понятно, почему Вы решили на фестивале показать именно этот спектакль…

– Приезд «Мистера ИКС» на «Славянский базар в Витебске», думаю, закономерен. Для международного фестиваля мы выбрали действительно тот, который сам является международным проектом. Тем более, что мы можем гарантировать высочайшее качество исполнителей. Материал кальмановской «Принцессы цирка» хорошо знаком широкому кругу зрителей, но должен заметить, что наш спектакль несколько локализован, он сделан как спектакль о Риге, Латвии и действие перенесено в 30-е годы XX века. Белорусская публика и гости фестиваля в Витебске смогут с одной стороны увидеть интернациональный проект, а с другой стороны, ознакомиться с особенностями Латвии, и может быть, даже немного проникнуть в историю страны, потому что мы отсылки такие в спектакле делаем.

– На каких международных фестивалях этого года побывал Ваш театр?

– Сезон 2017 – 2018 отличается особой активностью в плане поездок. Связано это с тем, что театр за последние 5-6 лет наработал серьёзный репертуар, который позволяет выдерживать конкуренцию на международном уровне. Мы успешно выступили со спектаклем «Голый король» в Петербурге на фестивале русских театров зарубежья «Встречи в России». Впервые поучаствовали в международном молодёжном форуме «Март-контакт» в Могилёве, гордимся, что по итогам зрительского голосования пластический спектакль «Близость» Даугавпилсского театра занял первое место. Думаю, любой театр гордится расположением зрительской аудитории, тем более, если это первая встреча. Так что мы считаем себя отчасти прописавшимися в Могилёве. Нам очень нравится приезжать в Беларусь, мы выступали в Минске, и на «Славянском базаре в Витебске» не новички…

– Чем же интересен наш фестиваль?

– Привлекает невероятная, особая атмосфера в городе, о чём наслышаны все. Мало где можно пережить такие ощущения, как в Витебске. Известно, какой романтический эмоциональный заряд несет в себе словочетание «белые ночи» в Петербурге. Мне кажется, что та упоительная, добрая, сказочная атмосфера, которая создаётся в Витебске во время фестиваля, сравнима с такими легендарными значениями, как белые ночи. Это влечёт. Но, безусловно, не моё частное мнение говорит о фестивале, а его многолетняя история и престиж. В Витебск стремятся попасть из многих стран, знаю, что из Латвии тоже, и мы одни из тех, кто хочет поскорее оказаться в фестивальном водовороте. Рады, что наша мечта в этом году сбудется.

Оперетту «Тайна Мистера ИКС» Даугавпилсский театр представит на сцене Национального драматического академического театра имени Якуба Коласа 17 июля.

 

Кира Рекун