Новости

18 Мая 2018 Все новости

ПОД МУЗЫКУ "ВИВАЛЬДИ-ОРКЕСТРА"

Вивальди-оркестр

«Вивальди-оркестр» под управлением Светланы Безродной, выступающий около тридцати лет на российской сцене, – уникальный в своём роде. И не из-за того, что в его составе только представительницы прекрасного пола, а главным образом потому, что это высоко профессиональный коллектив, имеющий неповторимый художественный образ и стиль.

Светлана БезроднаяОркестр создан в 1989 году известной скрипачкой, народной артисткой России Светланой Безродной. Коллектив покорил самые престижные залы мира, выступал и на «Славянском базаре в Витебске». А на этот раз привозит на Международный фестиваль искусств большую сольную программу, которую представит в зале Витебской областной филармонии 11 июля, а также выступит на Торжественном открытии «Славянского базара в Витебске».

Мы связались по телефону с заместителем художественного руководителя, продюсером оркестра Ростиславом Чёрным и попросили его поделиться последними новостями о коллективе.

Ростислав Борисович, кстати, муж Светланы Безродной, как раз вернулся с репетиции новой программы.

– У нас премьера 21 мая. Программа называется «Одиночество Дон Жуана». В первом акте будет звучать Моцарт. Светлана нашла транскрипцию его оперы «Дон Жуан» для струнного квартета, сделанную его последователем в 1795 году, спустя четыре года после смерти композитора, и переложила её для камерного оркестра с добавлением клавесина, колоколов и ударных. Известный артист Юрий Беляев будет читать фрагменты из одноименной новеллы Гофмана, а во второй части оркестр сыграет «Дона Жуана» Глюка.

Это малоизвестное и редко исполняемое произведение дополнят стихи из поэмы Бальмонта. Такой взгляд из XXI века в век барокко.

– Следующий год для оркестра юбилейный. Как готовитесь?

– У нас в прошлом году был предъюбилейный тур по Поволжью. Вивальди-оркестр» побывал в Казани, Йошкар-Оле, Чебоксарах, других городах. Сейчас много выступаем в Подмосковье. Начинаем подготовку к открытию сезона в Большом зале консерватории. Будет несколько иной формат нашего абонемента. Обычно он включал тематические проекты, связанные с образами Дон Жуана, Казановы и Фауста. Звучала музыка Моцарта, Глюка и Страуса. Теперь решили немного отойти от концептуальности и предложить более мозаичную программу. Открываем сезон в ноябре концертом, представляющим тренды отечественного джаза сквозь призму джаза мирового. Это своего рода демонстрация взаимообогащения, взаимовлияния культур. Затем будет интересная программа, которую проведёт великий танцовщик и хореограф Владимир Васильев.

Намечаются большие транссибирские гастроли. Мы проедем огромное расстояние и дадим большое количество концертов в таких городах, как Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Ангарск.

Основной юбилейный вечер оркестра пройдёт в январе 2019 года в зале имени Чайковского.

– Светлану Борисовну при создании коллектива вдохновил оркестр Антонио Вивальди, созданный им при монастыре Сан Пиетро в Венеции в начале XVIII века?

– Когда в 1989 году Светлана пришла в Министерство культуры, она сказала, что у неё есть оркестр. А он был только в её голове. Но идею подхватили и дали добро. За модель Светлана взяла оркестр Вивальди, в котором играли девочки, коллектив назывался женским камерным оркестром. Но она хотела уйти от слова «женский». «Вивальди-оркестр» – это не посвящение музыке одного композитора, хотя она исполняется в больших количествах, а скорее обозначение придуманной им модели.

Мы работаем в нескольких направлениях. Это мировое музыкальное наследие от барокко до раннего и позднего авангарда с упором на русскую классику, где особое место занимает Пётр Чайковский. Начиная с 2014 года, к 175-летию со дня рождения композитора, мы реализовали несколько проектов. Создали музыкально-литературные спектакли с участием артиста Юрия Беляева, который замечательно исполнил образ Петра Ильича. Одна из программ была основана на письмах и дневниках, в неё входили фрагменты из опер, балетов, первого квартета. Большая часть литературного фундамента была посвящена Модесту Чайковскому. Он был поразительно скромным человеком, оставался в тени, но по сути воздвиг памятник своему брату. Данная тетралогия – наш вклад в увековечение русского гения. Хотя его имя увековечено давно и прочно – музыку Чайковского играют во всём мире. Он оказал большое внимание на культуру всех стран и народов.

Второе направление – музыка джазовых оркестров мира 50-х годов XX века, которую в таком объёме сегодня не играет никто. Сначала её воспринимали с осторожностью, а сейчас собираем полные залы. Как сказал историк моды и костюмов Александр Васильев, ретро всегда модно. Но для оркестра это не погоня за модой, трендами. Уровень оркестрового сладкозвучия, который царил в так называемую патефонную эру, к сожалению, утрачен. Если вы послушаете оркестр Леонида Утёсова 1946-го и 1966 года, почувствуете большую разницу.

Когда пришла эра современных носителей, звук стал иным, более агрессивным, жёстким. А эпоха оркестрового бельканто была именно в патефонную пору. Мы слушаем старые записи и воспроизводим с такой же нежностью, как это звучало тогда. Преемственность поколений – краеугольная нить передаваемой общенародной памяти, она обобщена в этих звуках. С этими мелодиями, песнями прошла юность, молодость, общая история наших стран. Мы много внимания уделяем песням советских авторов, в частности, великому наследию времён Великой Отечественной. У нас записано из той эпохи около ста песен авторов довоенного и послевоенного периодов.

Особое место в нашем творческом пути занимает Крымская тема. В марте прошлого года мы провели фестиваль «Крымская весна» в трёх городах Крыма: Ялта, Симферополь и Севастополь. Для крымчан это были благотворительные концерты.

– Статус вашего коллектива – театр музыки Светланы Безродной. Что под этим подразумевается?

– Это творческая формула состояния Светланы Безродной. Действительно, театр музыки существует в юридическом статусе. Но это единое целое с Российским государственным академическим камерным «Вивальди-оркестром», который носит высокое звание президентского грантового коллектива. Театральность проявляется в литературной составляющей, в декорациях.

Всё это увидят любители музыки на фестивале. Мы готовимся к встрече с Витебском.

Татьяна Кузьменко