Новости

04 Мая 2018 Все новости

«СКАНДАЛЬНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ» В «КУКОЛЬНОМ КВАРТАЛЕ»

Сцена из спектакля «Скандальное происшествие в пассаже, или Крокодил»

Фестивальный проект «Кукольный квартал» – один из самых молодых на «Славянском базаре в Витебске». В этом году он пройдёт в пятый раз. И вновь в его афише, к удовольствию поклонников, значится имя Олега Жюгжды – известного белорусского режиссёра, художественного руководителя Гродненского театра кукол.

Олег Жюгжда – обладатель приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальный ангел», лауреат Национальной театральной премии Беларуси и многих международных фестивалей, номинант Национальной российской премии «Золотая маска».

Олег Жюгжда ставит спектакли не только в Беларуси. Кукольные постановки режиссёра знают в его родной Литве, в Польше, Украине, Болгарии, Словакии, России и других странах.

В «Кукольном квартале» зрителя ждёт встреча с российскими кукольными театрами, которые привезут спектакли в постановке именитого режиссёра.

Известный уже в Витебске по прежним фестивалям Мытищинский театр «Огниво» 13 июля представит «Поминальную молитву» по мотивам произведений Григория Горина и Шолом-Алейхема («Тевье-молочник»). Это вторая постановка Олега Жюгжды в Мытищинском театре кукол «Огниво». Первая – «Вишневый сад» –стала дипломантом премии «Золотая маска».

А 14 июля всех, кто побывает в «квартале», ждёт не просто спектакль, а экономический фарс для думающих и интересующихся людей: «Скандальное происшествие в пассаже, или Крокодил» по рассказу Фёдора Достоевского. Пермский театр «Карабаска» этой постановкой Олега Жюжды – премьера 2017 года – дал старт проекту «Неизвестная классика». В Витебск «Карабаска» прибудет впервые.

– «Кукольный квартал» в Витебске за пять лет стал одним из самых «густонаселённых» на фестивале, и во многом благодаря Вашему имени в афише. «Пиковая дама», «Вишнёвый сад», «Царевна-лягушка», которые зритель принимал с восторгом… Олег Олегович, как Вы оцениваете этот проект? При всём множестве фестивалей театров кукол, чем он интересен и полезен?

– Кроме широкой географии спектаклей на «Базаре» зрителю предоставляется возможность познакомиться с самыми разными стилями постановщиков, увидеть действительно одни из лучших спектаклей последнего времени, не ограничиваясь только одним конкретным театром.

– Место проведения проекта: Белорусский театр «Лялька». В один из сезонов Вы работали в «Ляльке». Какими судьбами? Как вспоминаете этот эпизод в творческой биографии?

Олег Жюгжда Фото Grodno.in– Действительно, я находился чуть ли не у самых истоков «Ляльки», сначала сезон проработав актёром, позже поддерживая дружбу между Могилёвским театром кукол (в конце1980-х О. Жюгжда был главным режиссёром этого театра – прим. авт.) и витебской «Лялькой». Ну и, конечно, являясь постановщиком спектакля «Загубленая душа, альбо Пакаранне грэшника» по пьесе В. Гревцова, в великолепной сценографии Александра Сидорова и с музыкой Павла Кондрусевича. Этот спектакль долгие годы представлял «Ляльку» на множестве международных фестивалей театров кукол.

– В одном из интервью Вы сказали, что Пушкина и Чехова надо смотреть в театре кукол. Судя по Вашим постановкам, и других классиков тоже? Вы не меняете позицию? А есть ли интерес к современным авторам?

– Классика тем и хороша, что даёт возможность разного её прочтения, множественности внешних, визуальных форм. Вроде бы, у каждого своё видение, но автор произведения тем ценен, что он это допускает. Вот тут и самый интересный момент: сделать так, чтобы не противоречить автору и высказаться самому.

Мне кажется, современные авторы больше всего настаивают на собственной концепции. Впрочем, я не настолько увлечён современной драматургией.

– Как Вы выбираете произведения для спектаклей?

– Как правило, возникает такая безумная идея: а не замахнуться ли на… И делаю театрам предложение для постановки, втайне надеясь, что оно не пройдёт… Ан нет, соглашаются, и тогда приходится погружаться в произведение, которое знал достаточно поверхностно, нырять в него…

Сцена из спектакля «Поминальная молитва»– Что привлекло в не самом известном рассказе Достоевского? Расскажите, пожалуйста, как сложился триумвират: Пермский театр «Карабаска», украинский художник Вера Задорожняя и белорусский режиссёр Олег Жюгжда? «Крокодил» – первая работа с пермским театром?

– С «Карабасками» дело долго не тянулось! Мы понравились друг другу, они «встали в очередь» на постановку, и спустя два года после знакомства на фестивале в Оренбурге мы в том же Оренбурге представляли совместный проект. Мне показалось интересным предложить для постановки «Крокодила», в память о выступлении С. Юрского в Минском доме актёра в пору моей студенческой юности. Тогда это было открытие возможностей моноспектакля. А сейчас просто удивительно стреляет сам текст – просто каждой фразой! Верочка по интернет-контакту сделала потрясающе изящных кукол, её рукоделие такое трогательное! Я рад, что мы сработались, и, надеюсь, наши совместные проекты появятся в недалёком будущем.

– Мытищинский театр «Огниво» не новичок в «Кукольном квартале». В Вашей постановке, после «Вишневого сада», нам предстоит увидеть «Поминальную молитву». Как Вы определяете жанр этого спектакля? Что подтолкнуло Вас к Тевье-молочнику?

— Мытищинский театр «Огниво» уникален. Станислав Железкин собирал актёров для своего театра по крупицам, чуть ли не со всей России. Это почти семейный театр, где члены театральной семьи относятся друг к другу очень нежно и трепетно. Так же они и в спектаклях играют! Бережно донося то, что хотел сказать режиссёр, что воплотил в визуальном ряде художник. Спектакль выпускался в последние дни жизни Станислава Фёдоровича (его не стало в сентябре 2017-го), было очень сложно…  И его последнее «С Богом, Олег Олегович!..» перед фестивальной премьерой я не забуду никогда.

А почему «Тевье»? Давно хотел прикоснуться к еврейской теме, а тут и супруга – Лариса Микулич предложила поставить для «Огнива». И как-то всё прекрасно разошлось на актёров, как когда- то лёг на труппу «Вишнёвый сад». И художник новый потрясающий нашёлся (Анастасия Кардаш), и балетмейстер (Алексей Ищук)… И как-то всё сошлось. Так мне кажется.

– А всё-таки, почему именно куклы стали вашим выразительным средством? Что повлияло на выбор? В Ваших спектаклях куклы – вспомогательный материал для актёра или его партнёры?

– Куклы – всегда партнёры. А иногда даже больше. Настолько больше, что актёры прислуживают им. А почему я с куклами? Дело давнее… Но я никогда их не бросал, хотя работал и на драматической сцене.

– Вас приглашают в театры многих стран, часто в российские. Как прошла апрельская премьера в Рязани «Женитьбы»? Какие интересные события Вас ждут в этом году?

– Да, предложений много. Наверное, мне бы хотелось, чтобы их было чуть меньше… Потому что в каждом спектакле, в каждом театре оставляешь кусочек себя, часть своей души… Но говорить «нет» у меня не всегда получается. Но потом, в идеале, получается взаимный процесс, ведь так прекрасно быть и работать там, где тебя ждут, любят. Рассказывать о премьерах сложно. Ну, есть фото в фэйсбуке, можно поймать спектакль где-то на фестивале, а можно и просто (для фанатов) приехать на спектакль в Рязань…

Впереди две больших постановки в Оренбурге, Южно-Сахалинске и родном Гродненском театре. На этот раз для маленького зрителя и всей семьи. Думаю, что приключения всеми любимого доктора Айболита и его зверей станет достойным завершением театрального сезона.

Кира Рекун